Знакомство: Степ

0
645
views
Знакомство: Степ

Джаз. Характерный стук набоек и невероятно быстрая работа ног. Степ. Станцевать в голову не приходило?

Зачем, если ты увлекаешься модными музыкальными направлениями и совсем не разбираешься в джазовой культуре? А для того, чтобы понять, сколько еще возможностей есть в танце, и поставить оригинальный номер в современном стиле. Степ сегодня танцуют под хип-хоп и R&B.

Во-первых, правильно будет не «степ», а «тэп» (tap dance – по-американски). Он появился в Америке как сплав танцев чернокожих рабов и ирландской жиги. Вырос и окреп вместе с джазом. Потом стал частым гостем черно-белого кино, модных салонов и бродвейских мюзиклов. Был привезен в Россию, где его демонстрировали даже при царском дворе. А потом назвали буржуазным танцем и ощутимо «наступили на ноги» нашим степистам. Со временем и сами капиталисты подзабыли этот немного хулиганский и в то же время элегантный танец.

А что сейчас? Думаешь, tap dance превратился в ретро? Остался модным направлением начала ХХ века и только? Отнюдь. Степ изменился и не ушел с танцевальной сцены.

Есть Международный день степа – 25 мая. Очень шумный праздник: в 2000 году в Вашингтоне степ на улицах города танцевало 6500 человек. Еще есть Ежегодный Чемпионат мира по степу. Феерическое шоу «Lord of the dance». И популярные бродвейские мюзиклы.

В Европе, не говоря уже об Америке, степ для непрофессионалов стал чем-то вроде аэробики. В школу степа приходят как в фитнес-клуб: отбивать чечетку намного веселее, чем пыхтеть над силовыми упражнениями.

В России дела у степа обстоят несколько скромнее. Нашим степистам вообще пришлось нелегко. Не было соответствующей танцевальной культуры и хороших хореографов. Поэтому танцевальные постановки собирали, можно сказать, по кусочкам: из старого западного кино, записей выступлений всемирно известных мастеров степа, таких как Фред Астер. И редких мастер-классов опять же западных хореографов.

Президент Московской Тэп Дэнс Федерации (МТДФ), создатель оригинального номера «Степ на руках» Константин Невретдинов признался: «Степ на руках я стал танцевать от безысходности. Потому что понимал: достичь такого уровня мастерства в России очень сложно. Нужно либо родиться в Америке, либо, по крайне мере, заниматься у американских педагогов».

Некоторые особо преданные своему делу, то есть степу, действительно уезжали учиться в США. А потом возвращались в Россию и открывали свои школы. В одну из таких российских школ с американской традицией (она так и называется «Русская Школа Американского Степа») iDance попал на занятие.

Школа степа – это нечто особенное. Стук слышен везде: в зале, где идет репетиция, в коридоре и раздевалках, где дожидаются своего времени начинающие степисты. Глядя, с каким вдохновением и энтузиазмом ученики отрабатывают движения и удары, невольно проникаешься сочувствием к их соседям.

Впрочем, может, соседям нравится? Стук этот очень музыкальный и весьма заразительный. Услышав его, хочется вскочить и отстучать что-нибудь самостоятельно. А это оказывается непросто.

Даже простые элементы получаются далеко не сразу. Недостаточно сделать движение технически верно. Надо еще сделать его очень быстро и так, чтобы набойки четко отбивали ритм. Это не просто танец. Это еще и музыка ног!

Поэтому на связках теряешься совсем и начинаешь путать пятку с носком. А утверждение, что в степе вообще-то ценится импровизация, а не заранее поставленный и отрепетированный номер, воспринимаешь как издевательство.

Правда Светлана, одна из учениц школы, успокоила: месяцев за шесть можно научиться вполне прилично отбивать чечетку, а через год — попробовать свои силы на отчетном концерте.

На урок степа полезно сходить всем танцорам (независимо от направления). И не ради интереса или расширения кругозора, а для пополнения своей танцевальной базы. Ведь степ – танец подвижный. Не в том смысле, что много двигаешься (это и так понятно). А в смысле, что его можно «переложить» на любой современный стиль: будь-то R&B или хип-хоп. В степе можно отыграть ногами какой угодно ритм.

Так что, если хочешь выработать оригинальную манеру исполнения, найти свою «фишку» в танце, использование элементов степа может вполне стать твоей визитной карточкой. По словам Константина Невретдинова, тэп-дэнсеров у нас не так уж много. Поэтому есть шанс оказаться в ряду первопроходцев. Ну, а если проникнешься степом настолько, что решишь сам продвигать его в массы, можешь поступить в Институт танца при Университете Славянской культуры, где с этого года начали готовить педагогов — хореографов степа.

Освоить основные удары и научиться отбивать ритм – еще полдела. В степе, как ни в каком, наверное, другом танце важны «технические моменты». А именно: обувь, покрытие пола и так называемая «подзвучка».

То, что на ботинки степистов крепятся набойки – на пятку и носок — это мы знаем. А знаешь ли ты, что набойки делаются из особо крепких и звонких авиационных сплавов, крепятся к ботинкам на шурупы (что предпочтительнее) или заклепки; а звучание набоек определяется тем, насколько сильно они этими шурупами затянуты? Выбирать набойки надо уметь (кстати, в Москве не так уж много мест, где можно купить обувь для степа). Совет: в магазине попроси сразу несколько комплектов набоек и по одной бросай их на пол. Купить стоит ту пару, звук которой при падении будет абсолютно одинаков по тону – только тогда и во время танца удары будут ровными.

Пол. Идеальный вариант – дубовый паркет. Чаще tap-dancer-ам приходится танцевать на полу, выложенном из листов фанеры (причем листы должны быть не толще 18 мм). Ну, а если выбирать не приходится, пусть хотя бы пол не будет скользким! Правда, в некоторых случаях чечетку танцуют на водном покрытии в сантиметр толщиной или на песке.

Теперь о том, как степисту быть услышанным зрителями. Как правило, на полу сцены ставятся специальные микрофоны. Причем разные для авансцены и для середины сцены; за спиной танцующих микрофонов быть не должно. Радиомикрофоны могут крепиться и прямо к ботинкам танцора обычным пластырем.

В некоторых случаях можно обойтись и без всех этих тонкостей и нюансов. Например, на одном из корпоративных мероприятий iDance посчастливилось наблюдать замечательный дуэт степ-мастеров «Братьев Стукачевых». Ребята просто бросили на пол лист фанеры и время от времени подносили обычный микрофон к своим ботинкам. Даже такой эконом-вариант степа зрители встретили на «ура». А значит, американскому tap-dance удается достучаться до российской публики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here